Служба медиации

Положение о школьной службе медиации
План работы школьной службы медиации на 2023-2024 учебный год
Все, что необходимо знать про школьную службу медиации в ГБОУ № 375
Правовая основа создания и деятельности служб школьной медиации:
  • Конституция Российской Федерации
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Конвенция ООН о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.)
  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге в 1980, 1996, 2007 гг.
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
  • Национальная стратегия действий в интересах детей» (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»)
  • План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р
  • Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, утвержденными Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн)  http://k-obr.spb.ru/page/636

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Направления деятельности служб школьной медиации:
  • проведение просветительской работы (в отношении медиации) среди учеников, их родителей и педагогического состава
  • разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации
  • предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации
  •  формирование коммуникативных умений у детей, подростков, педагогов и родителей (навыков конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения)
  • профилактика социальных аномалий среди детей и подростков (безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма)
  • профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Необходимость Службы школьной медиации
Помощь директору образовательной организации
  • в организации начнет создаваться инновационная практика примирения
  • будет снижаться риск жалоб
  • учебное заведение станет более комфортным для учеников
  • отношения в образовательной организации будут улучшаться
Помощь педагогам образовательной организации
  • позволит использовать конфликты как воспитательную ситуацию
  • обеспечит приобретение новых знаний и практических навыков в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде
  • будет способствовать социализации школьников
  • укрепит роль ученического самоуправления.
Служба  школьной  медиации – для  обучающихся образовательной организации:
  • научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми
  • участвовать в общественно полезной (волонтерской) деятельности
  • научиться самоорганизации
  • помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям)
  • получить уникальные навыки медиатора и опыт миротворческой деятель­ности
  • лучше понимать сверстников и взрослых (родителей и учителей)
  • школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят
  • обрести конструктивную поддержку класса (группы) в положительных изменениях
  • у детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
Ребенку-правонарушителю восстановительная        программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганом» или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны сверстников, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации сильных конфликтов или правонарушений.
Возможные проблемы, которые может решать школьная служба медиации:
  • Драки
  • Распространение слухов
  • Угрозы
  • Обзывания
  • Имущественные отношения
  • Дразнилки
  • Психологическое давление
Для родителей

Родительское собрание. Ответственность родителей за обучение и воспитание детей
Дети ссорятся… Как вести себя взрослым?
Здоровье школьника в образовательном пространстве школы: сохранение, укрепление, профилактика нарушений
Нормативные документы по противодействию экстремистским проявлениям среди молодежи
Памятка 1. Воспитываем в сотрудничестве (о взаимодействии родителей и классных руководителей)
Памятка 2. Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми
Памятка 3. Памятка для родителей к родительским собраниям, проводимым в конце учебного года
Памятка 4. Взаимодействие семьи и школы в разрешении подростковых конфликтов
Памятка 5. Для школьников от мала до велика
Памятка 6. Психолог родителям подростков
Памятка 7. Воспитываем дружелюбие
Памятка для взрослых. Общение с ребенком. Разрешение проблем
Рекомендации психолога при работе с тревожными детьми
Советы психолога по работе с семьями трудных подростков
Сотрудничество педагогического коллектива и родителей в воспитании законопослушного школьника